Основная классификация голосов сложилась к 19 веку, в процессе развития
многоголосного пения.
Колоратурное сопрано - самый высокий и подвижный женский голос.
Диапазон: до первой - фа третьей
Средний регистр слабый, верхний блестящий с металлическим оттенком.
Партии для этого голоса содержат фиоритуры и пассажи. Присущ жесткий
характер звучания не способный сливаться в ансамбле. В хоре не используется
Глинка "Иван Сусанин" Антонида, Моцарт "Волшебная флейта" Царица ночи
Аделина Патти, Белла Руденко
Лирико-колоратурное сопрано - до первой - ми/фа третьей
В отличии от колоратурного сопрано обладает мягкостью и напевностью,
технически подвижен и сливается с другими голосами.
Р-К "Снегурочка", Верди "Риголетто" Джильда
Масленникова, Фирсова, Нетребко, Сюрина
Лирическое сопрано
Обладает мягким задушевным тембром. До первой-до третьей
Нижний регистр слабый, средний - выразительный светлый, ярко звучит
верхний регистр.
Р-К "Царская невеста" Марфа, Бизе "Кармен" Микаэла
Нежданова, Кабалье
Лирико-драматическое сопрано
Голос промежуточный. От до первой - до третьей
Обладает свойствами лирического и драматического сопрано (мягкий, задушевный,
лирический, яркий верхний регистр), (хороший нижний регистр). Могут исполнять
как лирические так и драматические партии.
Г. Вишневская, Е. Морозова
Чайковский "ЕО" Татьяна, "ПД" Лиза
Драматическое сопрано до первой - до третьей
Несколько тяжелее, чем лирическое сопрано, нижний и средний регистр звучит
сочно, верхний - насыщенно
Верди "Аида" Аида, Чайковский "Пиковая дама" Лиза
Мария Каллас
Лирическое меццо-сопрано
ля малой - ля/си бемоль второй
Ближе к драматическому сопрано, звучит в среднем регистре, наличие грудного
регистра, несколько резкое звучание на верхних нотах
Драматического меццо-сопрано
ля малой - ля/си бемоль второй
Голос менее подвижный, яркое звучание нижнего регистра. Крикливые
верхние ноты. В опере эти партии нередко исполняют контральто
Мусоргский "БГ" Марина Мнишек, Р-К "ЦН" Любашя, Бизе "Кармен"
Ирина Архипова, Образцова, Симеонато
Колоратурное меццо-сопрано
Большой диапазон, хорошее звучание во всех регистрах. Например -
Розина из "Севильского цирюльника" Россини
Мария Каллас
Контральто
фа малая - фа второй
Густая окраска, свободный нижний регист, верхний регистр не интересный. Чаще всего этот
голос композиторы используют для партий мальчиков и юношей
Р-К "Снегурочка" Лель, Глинка "ИС" Ваня, Глинка "РиЛ" Ратмир,
Чайковский "ЕО" Ольга, Бородин "КИ" Кончаковна
Т. Синявская, В. Левко
Комплектация женских партий
СI-лирико-колоратурное сопрано (яркость и звонкость верхний звуков),
лирическое сопрано (выразительные средние регистры)
Диапазон: до первой - до третьей
Рабочий диапазон: ми бемоль первой - ля/си второй
Переходные ноты: ми бемоль первой - фа диез первой
Нижний регистр приглушенный, слабый, рыхлый, грудное звучание
не характерно, естественное звучание пиано. Средний регистр звучит легко
и подвижно, звучность от пианиссимо до форте. Верхний регистр - яркость и сила
звучания. Крайний звук до третьей используется редко (Глинка "Славься")
Функция-мелодический голос
СII-лирико-драматическое, драматическое сопрано
Диапазон: си малой - ля второй
Рабочий диапазон: до первой - соль второй
Переходные ноты: как у СI
Функция: мелодический голос/гармоническая роль
AI-лирическое меццо, иногда драматическое сопрано
Серебристо матовый тембр.
Диапазон: соль/ля малой - до/ми второй
Рабочий диапазон: ля малой - ми второй
Переходные ноты: фа/фа диез первой - ре второй
Нижний регистр мягкий, красивый тембр, до первой - до второй - выразительное
звучание. Верхний регистр - напряженный
AII-драматическое меццо сопрано, контральто
Фундамент женской группы хора, соль малой - си первой
Наиболее выразительно, вторая октава неудобна, звучит тяжело
Диапазон: фа малой - ре/ми второй
Рабочий диапазон: соль малой - до второй
Переходные ноты: как у AI
Некоторые современные композиторы в качестве окраски употребляют ре/ми
малой октавы (Тормис. Осенние пейзажи)
Функция: средние звуки гармонии, небольшие сольные эпизоды
Общий диапазон смешанного хора: соль контр октавы - до третьей (4,5 октавы)