Особенности вокального развития дошкольников.
Музыкальное воспитание имеет большое значение в эстетическом и нравственном
становлении ребёнка. В процессе восприятия музыки у детей развивается
познавательный интерес, расширяется кругозор, совершенствуется мышление,
обогащается эмоциональная сфера. Музыкальное воспитание способствует:
* развитию эмоций
* развитию речи
* развитию движений
* обогащению самостоятельной игры и деятельности детей
Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста:
* дать детям радость и побуждать их к активности
* дать яркие художественные музыкальные впечатления
* привить интерес к музыке, развивать музыкальную восприимчивость,
музыкальную активность ребёнка
Методика музыкального воспитания строится с учетом возрастных особенностей
детей и уровня их развития. Чем меньше возраст, тем меньше группа, короче
время урока и чаще смена видов деятельности для переключения внимания.
Малыши до 3х лет занимаются вместе с мамами, которые принимают активное участие.
Всех дошкольников можно условно разделить на возрастные группы:
1. группа раннего дошкольного возраста (с рождения до 3х лет)
2. группа младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
3. группа среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
4. группа старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Первый год жизни. Предпосылками для певческой деятельности можно считать
первоначальные ответные голосвые проявления ребёнка, связанные с восприятием
пения взрослого. Гуление характеризуется продолжительностью звука, которая
является признаком певческой интонации. Период лепета отличается
преобладанием речевой интонации, в них можно уловить непроизвольно
возникающий ритм. К концу первого года ребёнок может подпевать отдельные звуки,
подражая взрослому. Репертуар для работы с детьми первого года несложен.
Он включает народные мелодии, спокойные и подвижные.
Второй год жизни. Певческие интонации возникают в новом качестве.
У детей появляется подпевание, воспроизведение мелодии. Подстраивание к
звукам голоса взрослого лежит в основе чистоты интонирования в пении,
однако эти проявления носят случайный характер. 2х летние дети уже начинают
подпевать подговаривая концы фраз. Репертуар становится разнообразнее
и включает песни разной тематики для слушания.
Четвёртый год жизни. Дети на уроке могут уже находиться без мамы.
Строят отношения со сверстниками. Можно начинать формирование вокально-
хоровых навыков. Наиболее удобный звуковой диапазон (ре1-ля1). Пение
становится достаточно протяжным, точным, ритмичным. Разучивая песни, дети
должны петь естественным звуком, без напряжения и крика. Полезно развивать
чувство метроритма, сопровождая пение движениями, выделяя сильную долю.
Дети должны учиться слышать то, что поют, не перекрикивать друг друга,
не отставать и не опережать друг друга, передавать характер песни.
Песни должны быть в умеренном движении, фразы удобные по дыханию. Надо
следить, чтобы ребёнок правильно брал дыхание перед фразами.
Пятый год жизни. Голос, слух и мышление продолжают развиваться. Необходимо
помнить, что певческий голос ещё хрупок и нуждается в охране и требует негромкого
звукоизвлечения. Наиболее удобный диапазон - ре1-си1. Программа обучения
предусматривает воспитание заинтересованности, эмоционального отношения
к песням. Дети должны точно и выразительно интонировать, передавать
содержание и настроение песни, петь протяжно, брать дыхание между музыкальными
фразами, не прерывая их, ясно и правильно произносить слова, вместе
начинать и заканчивать фразы. Песенные мелодии должны быть доступны по
диапазону, мелодике и ритму. Образно-эмоциональный строй песни расширяется,
включая песни игрового, веселого характера и протяжные.
Шестой год жизни. Голосовые связки ребёнка значительно укрепляются,
налаживается вокально-слуховая координация. Голос приобретает высокое,
звонкое звучание, появляется тембр, укрепляется диапазон в пределах первой октавы,
у некоторых звучат и более высокие ноты. Нужно добиваться освоения навыков -
чистое и выразительное интонирование. В коллективном пении нужно добиваться
интонационной стройности общего хорового звучания, чувство ансамбля по
динамике, темпу и ритму, а также по произношению. В репертуар включаются
песни со скачками на большие интервалы.
Седьмой год жизни. Смыкание связок краевое, поэтому звучание фальцетное.
Пение в умеренной динамике, звучание естественное, лёгкое.
Диапазон расширяется, но злоупотреблять крайними нотами не стоит.
Лучше всего голос звучит от до1 до ре2 (большинство детских песен написано
в этом диапазоне.) развивается ладотональный слух и музыкальная память.
В голосе звонкость и напевность, но сохраняется открытое звучание.

Обучать ребёнка пению лучше всего, используя для этого свой собственный
голос. Голосовой аппарат ребёнка требует очень осторожного и бережного
отношения. Основной принцип обучения - от простого к сложному.
Подбор песни:
* содержание песни долнжо отражать круг интересов ребёнка. Репертуар
должен быть разнообразным по характеру, стилю, навыкам
* текст интересный и запоминающийся. Новые слова для ребёнка нужно
объяснить
* объём звуков не должен превышать возможности певческого диапазона ребёнка
* протяженность музыкальных фраз должна соответствовать возможностям
дыхания у детей
* усложнение мелодического и ритмического рисунка должно идти постепенно,
с ростом певческих навыыков ребёнка
Разучивание песни.
* песню нужно продемонстрировать и увлечь детей предстоящей работой.
обсудить услышанное - характер, интонацию, ритм
* мелодию разучивать без текста на слог, с малышами с текстом
* подвижные и медленные песни учить в умеренном темпе
* сложные фрагменты поучить отдельно.
* следить за певческой утсановкой
* перед пением голос разогреть. Распевки
* атмосфера заинтересованности

© dxo-402

Создать бесплатный сайт с uCoz