Методика преподавания ЧХП.
Предмет чтение хоровых партитур преподается в ДХМШ в 6 и 7 классах по 0,5 часа в неделю.Форма отчетности - 1 раз в триместр (3 раза в год).
Программные требования к зачетам в 6 классе:
- игра 2-3голосной партитуры по нотам;умение петь один голос,остальные играть.
- чтение с листа 2-3голосоной партитуры (2строчное изложение),для скрипачей и аккордеонистов - однострочное.
- игра песни с сопровождением - петь мелодию и играть аккомпанемент.
В 7 классе зачет проводится по тем же пунктам,но уровень сложности возрастает (3-4голосная партитура,,более развернутый аккомпанемент песни)
В итоге изучения курса ЧХП параллельно с прохождением дирижирования учащийся должен:
- в порядке постепенного усложнения овладеть фортепианным изложением хорового произведения.
- пропевать каждый голос соответствующим текстом и интонировать интервальные и аккордовые сочетания по вертикали,
- уметь играть партитуру,выключая из нее отдельные голоса,
- определить тип и вид хора,
- определить диапазон и тесситуру голосов,
- отметить особенности строя и ансамбля,
- определить стиль и тематику хорового произведения,
- обратить внимание на дикционные трудности,правила произношения,подстрочный перевод текста (в случае иноязывчного текста),
- определить форму и фактуру музизложения,
- отметить взаимосвязь текста и музыки,
- владеть познаниями о композиторе,его творческой деятельности,о принадлежности к опрделенной эпохе или школе,
- знать авторов текста.
Вопросы анализа хорого произведения занимают значительное место в занятиях по курсу дирижирования,ЧХП и хоровой литературы.Общепринятым является такой примерный план анализа хоровой партитуры:
1. Общий анализ содержания,основная идея,сюжет.литератцрный текст,его автор,эпоха создания.Композитор,биография,характеристсика творчества.
2. Музыкально-теоретический анализ: форма произведения, склад изложения,ладотональный план, метроритм, интервалика.
3. Вокально-хоровой анализ: тип и вид хора,характеристика хоровых партий.Особенности строя,ансамбля,хоровой фактуры,манеры звуковедения.
4. Исполнительския анализ: раскрытие связи литературных и муз текстов,опрделение всех средст мух выразительности,определение основных трудностей произведения (вокальных,хоровых,ритмических,гармонических,испонительских).
Следует помнить,что проивзедения для хора а капелла небольшлго объема обычно изложены в форме периода,расширеного периода,в простой 2х частной форме,нередко с расширенной заклюительной частью,в простой 3хчастной форме,куплетной. Более развернутые сочинения написаны в сложной 2х или 3хчастной форме,в обработках народных песен чаще встречается куплетно-вариационная форма.
Партитура (итал. - давоение,распределение) исторически возникла сначала в вокальной музыке,как следсвтие развития 15 и 16 века культуры многоголосного пения,когда вокальные партии многоголосного пения приобретали все большую самостоятельность. Позже партитурная запись широко распространилась и в ансамблевой,интсурментальной и оркестровой музыке.
Хоровой партитурой называют такой вид нотной записи,при котором вокальные партии помещаются на отдельных строках,расположенных одна под другой,а ноты,соответствующие звукам,одновременно исполняемым участникам хора,помещаюся на одной вертикали.Такая запись дает воможность отчетливо видеть как двжение каждого из голосов,так и одновременное сочетание всех хоровых партий. Исторически установился и порядок размещения вокальных партий в партитуре по высотному принципу: сверху вниз - от высоких голосов к низким.
Воспроизведение звучания хоровой партитуры в фортепианном изложении ставит перед учащимися следующие задачи:
- умение в фортепианном изложении отразить все компоненты хорового сочинения в смысле освоения мелодико-ритмического,гармонического и полифонического содержания в предусмотренном темпе с соблюдением динамических оттенков,
- умение выразить в своем исполнении худ содержание и характер тематики хорового сочинения,
- умение передать в фортепианном изложении специфику хорового звучания (цезуры,аппликатура,педализация).
Успешность занятия по чтению и исполнению фортепианного изложения хоровой партитуры тесно связана с уровнем предварительной подготовки учащегося и владения им фортепианной техникой,умением пользовться педалью,способностью переключаться на аппилкатуру,которая более удобна при исполнении хорпартитур,так как расположение хорпартий не всегда соответсвует роди правой или лево руки.
Хоровые сочинения лирического плана в фортепианном изложении должны звучать с предельной слитностью и певучестью,чаще всего без применения педали,с помощью умело подобранной аппликатуры,чтобы не затушевывать мелодические и гармонические последования.Мелодический и гармонический рисунок всегда должен быть ясным и отчетливым.
Подбор и примение соотвествующей аппликатуры,раздельное использование обеих рук осуществляются вначаое по указаниям преподавателя,а затем самостоятельно.
Краткие методжические указания:
Аппликатура.
Выбор удобной аппликатуры не только упрощает исполнение партитуры с технической стороны,но и существенным образом влияет на характер звучания.правильная аппликатура необходима для ждостижения полноценного легато и создания законченной,связной и широкой музфразы.аппликатурные приемы: подкладывание первого пальца,перекладывание и подмена пальцев.
Педализация.
Применятеся в ряде случаев:
- когда на основе одного лишь пальцевого легато не удается достигнуть связного движения голосов (для устранения перерыва между соседними гармониями применятеся синкопированная педаль),
- если есть далеко отстоящий басовый голос,он исполняется в виде короткого форшлага с педалью,
- при повторении одного и того же аккоржа,
- если необходимо добиться легатного исполнения мелодии при движении ее скачком.
Надо иметь ввиду,что неумелое или неумеренное пользование педалью может привести к неясности голосоведения и нечистой гармонии.Поэтому,при недостаточных навыках педализации,испонять хорпартитуру следует лишь после основательной пропработки муз текста без педали.
Распределение голосов партитуры между руками.
Трудности возникают при перекрещивании голосов,а также когда партия тенора в смешанном хоре написана в высоком регистре и отстоит далеко от басовой.
Методика чтения с листа.
При чтении с листа сначала следует зрительно ознакомиться с партитурой,определить состав хора,основную тональность,размер,темп,характер ритмического рисунка,особенности хор факртуры.Прочтитав литературный текст,наметить границы фраз,места наиболее значительных цезур,кульминацию.
Читая с листа следует как можно меньше смотреть на клавиатуру,сосредотачивая сове внимание на зрительном чтении незнакомго текста.Одним из необходимых навыков является умение смотреть вперед,то есть способность зрительно читать партитру несколько вперед ее фактичесого исполнения. Весь процесс немного упрощается,если учащмйся владеет навыком одноверменного чтения партитуры как по вертикали,так и по горизонтали.
Читая с листа необходимо обращать особое внимание на ритмическую сторону испонения. Иногда можно допустить некотороую неточность в распроложении аккорда или пропуск какого лиюо звука,но нельзя мириться с неровной и неритмичной игрой,разрушающей саму идею произведения.
Желатеольно играть партитуру в темпе,близкому к указанному,так как заметное изменение движения может искзать характер музыки.
Значительную пользу приности повторное проигоывания сочинения целиком.оно позволяет полнее понять прочитанное и совершеннее воспроизвести партитуру на фортепиано.
Работа над чтением с слиста требует систематических занятий в этом направлении с самого начала курса.Решающее значние приоюретает последжовательность выборе образцов для чтения по возрастанию степени трдности.Слишком сложный текст приносит мало пользы,так как процесс чтения с листа в этом случае превращается в замедленный разбор,а за прочитанным с большим напряжением ошибками текстом учащийся не видит самого важного - содержания.В начале следует проигрывать без подготовки только легкие одно - двухстрочные партитуры произведений а капелла,расчитанные на 2-3голосгый женский хор или детский.
Для приобретения беглости в читке хорпартитур различного вида учащийся должен почаще самостоятельно заниматься чтением с листа без предварительной подготовки,используя для этого хрестоматии народной песни или десткие песенные сборники.
Другим видом изучения партитуры является транспонирование из одной тональности в другую.Также следует приобрести навыки инры партитур одной рукой,это понадобиться во время репетиций с хором.