Ритмический ансамбль включает все моменты, связанные с темпом, ритмом, метром
Если темп взять неверно, то произведение теряет выразительность и качество
Очень важно гибко изменять темп (если это задумано композитором), чтобы не
произошел разнобой в произношении текста, т.о. ритмический ансамбль не отделим от дикционных
особенностей.
Метр - чередование сильных и слабых долей в музыке
Ритм - чередование различных длительностей по продолжительности и пауз.
Существуют в единстве.
Каждое произведение имеет метрическую организацию и различные метрические
трудности. Например старинные формы музыки лишены метрической организации,
но слово было организующим началом, а также граматические и логические
акценты в тексте. (пример Верди Реквием Libera me, Рахманинов Всенощное Приидите поклонимся)
В данном случае ритмическое единство достигается путем тактирования по
ударным слогам текста, а также по ритмическим группировкам
Простые размеры легче для исполнения, чем сложные. Наибольшую сложность
представляют размеры в которых нет равной пульсации, сильных и относительно
сильных долей. 5,7,11дольные, т.е. те в к-ых кол-во тактовых долей не симметрично.
Наибольшие трудности возникают с переменным размером в быстрых темпах. Необходимо
непрерывное ощущение пульсации метрических долей, организованных группы.
Начало каждой группы следует отмечать меньшим или большим нажимом в зависимости от характера произведения.
Затруднение вызывают синкопы в полиритмической фактуре (Рахманинов "Здесь хорошо")
Трудным являются пунктирные ритмы, характерные для инструментальной музыки,
особенно если они чередуются с триолями.
Темп - скорость исполнения. Темп и ритм неразделимы, т.к. выразительность
ритмического рисунка проявляется в определенном темпе.
Существует три группы темпов:
* медленные
Grave (тяжело) - 40
Largo (широко) - 46
Lento (протяжно) - 52
Adagio (медленно) - 56
Largetto (быстрее, чем Largo) - 60
* умеренные; средние
Andante (не спеша, шагом) - 66
Andantino - 69
Sostenuto (сдержано) - 76
Commodo (удобно) - 80
Maestozo (величественно) - 84
Moderato (умеренно) - 88
* быстрые темпы
Allegretto (несколько медленее, чем Allegro) - 108
Animato (воодушевленно) - 120
Allegro (скоро, весело) - 132
Allegro assai (весьма скоро) - 144
Allegro vivace (подвижно) - 152
Vivace (подвижно) - 160
Presto (быстро) - 184
Prestissimo (очень быстро) - 208
Разделение темпов на три группы осуществляся на основе внутреннего ощущения
темпа: человеческая речь, дыхание, хотьба, бег, шаг, танец
Исполняя произведение в медленном темпе необходимо следить, чтобы сохранялось
ощущение фразы. Отклонениями от темпа не стоит увлекаться. При сопоставлении
темпов недопустимы сокращения и удлинения окончания первого построения.
Новый темп должен быть полностью организован при наступлении нового построения.
Постепенное вхождение в темп - недопустимо. Трудным моментом является
многократное возвращение к первоначальным темпам.

© dxo-402

Создать бесплатный сайт с uCoz