Память - многосоставной процесс, который позволяет запечатлевать (запоминать) и многократно использовать. В процесс входит: хранение, запечетление, воспроизведение, опознавание, забывание.
Виды памяти:
- непроизвольный (без подключения усилий)
- произвольный (с подключением усилий)
По содержанию:
- словесно-логическая память (развивается с детства)
- двигательная память (движения)
- образная память (воспроизведение образов действительности)
- эмоциональная память (запоминает и позволяет помнить)
Память – зрительная, двигательная, слуховая, произвольная, непроизвольная.
Организовать запоминание можно двумя способами: по частям и полностью сразу же. Запоминание по частям лучше.
Важна последовательность того, что будешь делать после запоминательной деятельности. Нельзя заниматься деятельностью сложнее предыдущей – ретроактивное торможение.
Формула Гофмана:
- Работа с текстом без инструмента. Внимательное изучение нотного текста и представление звучания с помощью внутреннего слуха.
- Работа с текстом произведения за инструментом. Уяснение художественного смысла. Уяснение мелодических, гармонических, фактурных особенностей. Тонально-гармонический план. Для эффективного запоминания следует вглядываться и всматриваться, чтобы играя наизусть мысленно представлять ноты, вслушиваться в мелодию, пропевая её отдельно голосом, постараться запомнить произведение моторно-двигательно, представлять вкус и запах фрагментов, подключить логическую память.
- Работа над произведением без текста (наизусть). Большую роль играют ассоциации. Когда произведение проучено – оно нуждается в постоянных повторениях для закрепления в памяти.