Внимание.
Когнитивная сфера – с её помощью познаём мир (ощущения, восприятие, память и т.д.)
Внимание – сосредоточенность и направленность сознания человека на действие или объектах, приводит к качественному улучшению когнитивных процессов.
Сосредоточенность – сфокусированность психики на чём-то, погруженность.
Направленность – связана с избирательностью.
Внимание работает в ансамбле с другими когнитивными процессами. Усилием воли направляем энергию на разные процессы.
Непроизвольное (с ним мы рождаемся, преобладает у детей 3х лет), природное. Форма ориентационная.
Произвольное. Внимание руководимое. Выбор объекта.
Куда и на что направлено внимание:
- сенсорное (на подпитку отражений информации извне)
- интеллектуальное (во внутрь, на мысли, воспоминания)
- моторное (направлено на движения)
.
Свойства внимания:
- устойчивое внимание, проявляется в сохранении сосредоточенности на различные отрезки времени. Дошкольники (3-5- минут), школьники (15 минут), взрослые (30 минут)
- количество объектов, которые можно держать в фокусе – объём внимания
Дошкольники – 2-3 объекта
Школьники до 5
Подростки 5-7
Взрослые до 9
- переключаемость – перенос внимание с одного объекта на другой
Развитие внимания: укрепление здоровья, развитие речи, режим, развитие интереса, наблюдательность, устранение всех отвлекающих предметов, игры на внимание.