Развитие навыков многоголосия и пения без сопровождения. В воспитании навыков многоголосного
пения важная роль принадлежит мелодическому слуху, но в ещё большей степени важен гармонический
слух. Нужно добиваться активизации слуха у детей. Чуткое отношение к краскам голоса, к анализу
пения как своего, так и товарищей. Научить детей использовать контрастность звучания в одной песне.
Постоянное совершенствование и критический подход к своему пению способствует развитию вокального
слуха. Дети должны оценивать своё пение не только на слух, но и зрительно (напряжение мышц лица или
свободная артикуляция), следить за мышечными и резонаторными ощущениями. Важно совершенствовать
внутренний слух, т.е. внутренне слышать музыку, её отдельные элементы. Наиболее известный способ
тренировки внутреннего слуха следующий: знакомую песню дети поют в медленном темпе, "цепочкой" -
по фразам, тактам, долям - то вслух, то про себя. Также полезны упражнения основанные на самостоятельном
анализе. Педагог исполняет небольшие двухголосные мелодии и просит ответить на вопросы: как движется нижний
голос? сколько звуков в мелодии? в каком голосе проходит главная мелодия. Эта работа подготовит детей
к двухголосному пению. Наиболее удобны песни подголосочного и гетерофОнного склада (мелодия эпизодически
расходится на два голоса, возвращаясь затем в унисон), канонические песни, с относительно самостоятельным
голосом. Помогает в освоении навыка противоположное движение голосов, так как они имеют яркие линии
и самостоятельность. В основе канонов лежит имитация. Исполнение разными голосами одной и той же
малодии значительно облегчает восприятие образующейся многоголосной ткани. Преодолеть неуверенность
при вступлении второго голоса поможет сознательное интонирование, опирающееся на знание нотной грамоты.
Воспитывая навыки многоголосного пения, особое внимание надо уделить динамическим контрастам и сопоставлению
в одновременном звучании различных видов звуковедения. Отдавая преимущество тому или иному голосу. Успешному
многоголосому пению помогает деление хора на партии, которые количественно и каччественно равноценны.
Развитие навыков пения без сопровождения - это совершенствование интонационного и вокального мастерства
каждого участника хора. Начинать эту работу надо с маленькими детьми с простейших образцов.
Которые имеют простой матроритм, ясную ладовую основу, удобную тесситуру и спокойную динамику.
Сначала нужно выбирать песни в умеренном темпе, так как в быстром и медленном создаются дополнительные
трудности в правильном звукообразовании. Разучивать песню нужно на какой-либо слог, например лю или ку.
Это необходимо для того чтобы все ноты звучали одинаково легко и красиво. После того как песни в умеренных
темпах начинают звучать без сопровождения уверенно, надо перейти к мелодиям в более подвижном и быстром движении.
И только потом осваивать песни протяжные. Медленные мелодии даются детям труднее, так как требуют при исполнении
не только более протяжного дыхания и владения кантиленой, но и большой сосредоточенности. Полезно осваивать
медленные песни сначала в одноголосном варианте, добиваясь ровности и красоты вокального звучания на слог.
Нужно объяснить детям, что дыхание лучше брать в середние выдержанных звуков и не одновременно с соседом. Т.е.
понятие цепное дыхание. Чтобы работа в становлении вокально-хоровых навыков не была изнурительной нужно сделать
её увлекательной.