Мышление. Способность человека отражать действительность опосредовано, в ходе которого приходит решение проблем. Мышление связано с памятью, т.к. память обеспечивает связь с опытом человека, связано с речью, но не полностью (например, когда человек не может подобрать слово, но знает о чём говорит), связано с действиями, физическое состояние. Виды мышления:
- интуитивное, инсайтное
- дискурсивный (медленно текущий)
За единицу принимаем единицу – время. По содержанию мышление:
- словесно-логическое
- наглядно-действенное
- наглядно-образное
Мышление может быть новым, творческим, креативным, продуктивным.
Развитие музыкального мышления.
- выявить в произведении главное интонационное зерно;
- определить на слух стилевое направление музыкального произведения;
- найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других;
- выявить особенности исполнительского стиля при интерпретации разными музыкантами одного и того же произведения;
- определить на слух гармонические последовательности;
- подобрать к музыкальному сочинению произведения литературы и живописи в соответствии с его образным строением;
Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:
- сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях
- найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль
- составить несколько исполнительских планов одного и того же музыкального произведения
- исполнить произведения с различной воображаемой оркестровкой
- исполнить одно и то же произведение в различном воображаемом цветовом освещении
Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки:
- мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал-баса;
- подобрать по слуху знакомые песни
- импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоционально состояние или художественный образ.