Принципы обучения музыканта:
- требования к обучению
- основополагающие законы обучения
- нормы организации процесса обучения,воплощающие его закономерности
- руководящие идеи,нормы или правила деятельности,определяющие как хараактер взаимосвязи преподавания и учения,так и специфику деятельности преподавателей и обучающихся
- исходные положения,раскрывающие сущность цели и задач муз образования,характер его содержания и процесса.
1.Метапедагогические принципы:
- принцип природосообразности (этот принцип входит в арсенал гуманистической педагогики,трактующий ученика равноправным субъектом педагогического процесса,а его природные данные-главными определяющими факторами воспитания)
- принцип культуросообразности 9отражает идею вопряженности воспитания и обучения с внешними условиями,а именно-с культурой)
2.Общедидактические принципы:
- принцип научности (данный принципориентируется на изложение и усвоение только установленных в науке фактов и положений и т п)
- принцип связи теории с практикой (идея обеспечния гармоничного сочетания приобретаемых в процессе обучения научных знаний с практической деятельностью.ПЕРЕХОД от кокретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно)
- принцип систематичности и последовательности (нацеоивает на освоение содержания образования в системе,предостерегая от возможных бессвязности и фрагментарности знаний,оторванности их от практики.Установление определенной логики в изучении учебного материала и создание необходимых организационных условий для регулярных занятий)
- принцип доступности (принцип нарастающей трудности.Переход от того,что ученику близко к тому,что пока ему чуждо,от известного к неизвестному,от легкого к более трудному)
- принцип наглдяности (опора на чувственное отражение-зрительное и слуховое восприятие,а также восприяте,основанное на моторных и тактильных ощущениях)
- принцип упражнения (все должно закрепляться постоянными упражнениями.повторы и тренаж по возможности должны связываться с чем-то новым,дающим пищу уму и сердцу)
- принцип художественной организации среды учебного заведения (пространство должно быть эстетически оформлено,создание "соответствующей атмосферы",в которой муз сознание находило бы питание и интерес,не утратила своей актуальности).
3.Музыкально-дидактические принципы:
- принцип единства эмоционального и рационального (определяет такую организацию процесса обучения,при которой развитие эмоций,чувств,артистизма будущего музыканта гармонично сочетается с развитием его мышления,с формированием у него системы общегуманитарных и специальных знаний)
- принцип единтсва художественного и технического (лежит идея обеспечния развития музыканта как художника,владеющего всем необходимым для профессионала набором технических средств)
- принцип контраста (подобранный контрастный материал)
- принцип дополнительной опоры (включение в процесс обучения двойной наглядности: воспринимаемое слухом муз явление дополняется параллельным восприятием соответствующего этому явлению изображения и т п)
Принципы развивающего обучения:
- принцип расширения репертуарных рамок
- принцип ускорения темпов прохождения определенной части данного материала
- принцип увеличения меры теоретической емкости занятий музыкальным исполнительством
- принцип самостоятельности,творческой инициативности учащегося.