Ощущения – отражение отдельных свойств окружающей действительности.

Ощущение – основа восприятия (происходит суммирования ощущений, которые дополняются умом). Слуховые ощущения:

  • звуковысотное;
  • мелодические;
  • гармонические;
  • полифонические;
  • тембро-динамические;
  • фактурные;
  • внутренние

 

Виды ощущений:

  • интерорецептивные (внутреннее: жажда, голод, боль). Также жизнеобеспечивающая и сигнальная функция.
  • Проприотцетивные (телесно-мышечные). Ощущения мышц.
  • Экстерорецептивные (Звуки, запахи, вкус). Отражение отдельных свойств внешней действительности. Слух, зрение, обаняние, вкус, осязание.

 

Свойство ощущений.

  1. Конпенсация (усиление одних ощущений при утрате других)
  2.  Адаптация (привыкание к раздражителю до кажущегося исчезновения раздражителя)
  3. Пороговость (пределы наших ощущений)
  4. Синестезия (взаимодействие ощущений при котором раздражитель под воздействием возникают другие ощущения). Встречаются редко. Яркий пример тому – цветной слух.

 

Развитие музыкально-слуховых ощущений

Звуковысотный слух.

Интонирование голосом отдельных звуков, сыгранных педагогом, гармонических интервалов и аккордов

—        подбор по слуху и транспонирование мелодий известных песен и разучиваемых произведений;

—        сольфеджирование разучиваемых произведений;

—        пропевание одного из голосов в полифоническом произведении с одновременным исполнением ос-тальных на фортепиано;

—        определение на слух интервалов и аккордов;

 

Именно благодаря мелодическому слуху мы узнаем мелодию, будь она сыграна на рояле, трубе или контрабасе.

Мелодический слух включает в себя интервальный и ладовый слух. Первый из них ориентируется на соотношение интервалов между двумя соседними звуками, второй — на отношение звуков мелодии к устойчивым звукам лада. Ощущение лада является основой мелодического слуха.

Для развития полифонического слуха рекомендуются следующие приемы и методы:

—        поочередное проигрывание каждого голоса полифонического произведения;

—        проигрывание голосов по парам: сопрано— бас, сопрано — тенор и т. д.;

—        пропевание вслух одного из голосов с одновременным исполнением других голосов;

—        исполнение полифонического произведения вокальным ансамблем;

—  рельефное исполнение одного из голосов при намеренном затушевывании других

 

Гармонический слух по определению Б.М. Теплова, есть музыкальный слух, ориентированный на созвучия. —            гармонический анализ музыкального произведения и вслушивание в звуковые структуры по ходу его исполнения в замедленном темпе;

—        последовательное пропевание различных аккордов в мелодическом изложении:

—        варьирование фактуры произведения с сохранением его гармонической основы;

—        подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям;

—        транспонирование популярных несложных пьес в другие тональности.

 

Для развития тембрового слуха методисты рекомендуют проигрывание произведения с преувеличенной нюансировкой, т. е. одно и то же место проигрывается со всеми градациями, начиная от градации fff и заканчивая ррр. Внимательное вслушивание в темброво-динамические градации, схватывание слухом разницы в ощущениях, которые дают различные звуковые нюансы, «вчувствование» в них — таков путь развития этого вида слуха.

 

Внутренний слух и музыкально-слуховые представления связывают со способностью слышать и переживать музыку про себя, без опоры на внешнее звучание, со способностью, согласно определению Н.А. Римского-Корсакова, «к мысленному представлению музыкальных тонов и их соотношений без помощи инструмента или голоса».

В современную методику музыкального обучения прочно вошла триада «вижу— слышу— играю». Смысл этой формулы заключается в предварительной активизации внутреннего слышания той музыки, которую предстоит сыграть. «Больше думать, а не играть, — говорил своим ученикам Артур Рубинштейн. — Думать — значит играть мысленно».

 

Музыкально-слуховые ощущения в узком понятии: звуковысотные, тембро-динамические.

Музыкально-слуховое восприятие более сложное понятие: мелодический, гармонический, фактурный, полифонический, внутренний слух.

 

© dxo-402

Создать бесплатный сайт с uCoz