Ощущения – отражение отдельных свойств окружающей действительности.
Ощущение – основа восприятия (происходит суммирования ощущений, которые дополняются умом). Слуховые ощущения:
- звуковысотное;
- мелодические;
- гармонические;
- полифонические;
- тембро-динамические;
- фактурные;
- внутренние
Виды ощущений:
- интерорецептивные (внутреннее: жажда, голод, боль). Также жизнеобеспечивающая и сигнальная функция.
- Проприотцетивные (телесно-мышечные). Ощущения мышц.
- Экстерорецептивные (Звуки, запахи, вкус). Отражение отдельных свойств внешней действительности. Слух, зрение, обаняние, вкус, осязание.
Свойство ощущений.
- Конпенсация (усиление одних ощущений при утрате других)
- Адаптация (привыкание к раздражителю до кажущегося исчезновения раздражителя)
- Пороговость (пределы наших ощущений)
- Синестезия (взаимодействие ощущений при котором раздражитель под воздействием возникают другие ощущения). Встречаются редко. Яркий пример тому – цветной слух.
Развитие музыкально-слуховых ощущений
Звуковысотный слух.
Интонирование голосом отдельных звуков, сыгранных педагогом, гармонических интервалов и аккордов
— подбор по слуху и транспонирование мелодий известных песен и разучиваемых произведений;
— сольфеджирование разучиваемых произведений;
— пропевание одного из голосов в полифоническом произведении с одновременным исполнением ос-тальных на фортепиано;
— определение на слух интервалов и аккордов;
Именно благодаря мелодическому слуху мы узнаем мелодию, будь она сыграна на рояле, трубе или контрабасе.
Мелодический слух включает в себя интервальный и ладовый слух. Первый из них ориентируется на соотношение интервалов между двумя соседними звуками, второй — на отношение звуков мелодии к устойчивым звукам лада. Ощущение лада является основой мелодического слуха.
Для развития полифонического слуха рекомендуются следующие приемы и методы:
— поочередное проигрывание каждого голоса полифонического произведения;
— проигрывание голосов по парам: сопрано— бас, сопрано — тенор и т. д.;
— пропевание вслух одного из голосов с одновременным исполнением других голосов;
— исполнение полифонического произведения вокальным ансамблем;
— рельефное исполнение одного из голосов при намеренном затушевывании других
Гармонический слух по определению Б.М. Теплова, есть музыкальный слух, ориентированный на созвучия. — гармонический анализ музыкального произведения и вслушивание в звуковые структуры по ходу его исполнения в замедленном темпе;
— последовательное пропевание различных аккордов в мелодическом изложении:
— варьирование фактуры произведения с сохранением его гармонической основы;
— подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям;
— транспонирование популярных несложных пьес в другие тональности.
Для развития тембрового слуха методисты рекомендуют проигрывание произведения с преувеличенной нюансировкой, т. е. одно и то же место проигрывается со всеми градациями, начиная от градации fff и заканчивая ррр. Внимательное вслушивание в темброво-динамические градации, схватывание слухом разницы в ощущениях, которые дают различные звуковые нюансы, «вчувствование» в них — таков путь развития этого вида слуха.
Внутренний слух и музыкально-слуховые представления связывают со способностью слышать и переживать музыку про себя, без опоры на внешнее звучание, со способностью, согласно определению Н.А. Римского-Корсакова, «к мысленному представлению музыкальных тонов и их соотношений без помощи инструмента или голоса».
В современную методику музыкального обучения прочно вошла триада «вижу— слышу— играю». Смысл этой формулы заключается в предварительной активизации внутреннего слышания той музыки, которую предстоит сыграть. «Больше думать, а не играть, — говорил своим ученикам Артур Рубинштейн. — Думать — значит играть мысленно».
Музыкально-слуховые ощущения в узком понятии: звуковысотные, тембро-динамические.
Музыкально-слуховое восприятие более сложное понятие: мелодический, гармонический, фактурный, полифонический, внутренний слух.